Критическое мышление

Диагностика критического мышления

 

11111111Сам тест для диагностики критического мышления находится чуть ниже. Вначале – об актуальности критического мышления и о том – что оно из себя представляет.

 

Критическое мышление необходимо для решения житейских, личных и профессиональных проблем. К 2020 году критическое мышление будет одним из двух наиболее важных навыков на мировом рынке труда (Доклад «Будущее рабочих мест», Всемирный экономический форум, 2016). https://www.linkedin.com/pulse/2020-critical-thinking-complex-problem-solving-most-vital-norrishttp://www.careerfaqs.com.au/news/news-and-views/the-10-skills-you-ll-need-by-2020-and-beyond

Профессор Колумбийского университета и Монтклерского государственного колледжа (США) М.Липман утверждал, что критическое мышление – насущная необходимость для жизни в современном мире, поскольку это сложное умение позволяет правильно решать широкий круг практических проблем в любой профессиональной деятельности, в человеческих взаимоотношениях, в научной деятельности, в повседневной жизни и т.п. Критическое мышление рассматривалось М.Липманом как обучение умению рассуждать.

Умение критически мыслить обеспечивает научно-технический и общественный прогресс и является залогом демократии. Современный мир требует постоянного совершенствования навыков мышления. Самостоятельность мышления невозможна без его критичности. Критическое мышление сегодня является темой чрезвычайно популярной.

Рассмотрим существенные признаки критического мышления. Антипод критического мышления – догматическое мышление. Догматическому мышлению присуща некритичность (отсутствие критики и сомнений), консерватизм (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. Для критического мыслителя характерна открытость для сомнений (поиск и осознание противоречий), самостоятельность и гибкость (поиск новой информации, новых приемов познания и деятельности), поиск доказательств и проверка обоснованности любых знаний.

В каких случаях используется критическое мышление? Такой тип мышления нужен для решения неординарных практических задач. Не всякая задача способствует развитию критического мышления, а только та, для решения которой имеющихся знаний и навыков недостаточно. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, требующими тщательного обдумывания и оценивания. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартен, нешаблонен, отсутствует готовый образец решения. А это значит, что следствием обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, т.е. их развитие: они перестраивают свой опыт, осваивают новые знания и способы решения проблемных задач.

С целью создания различных методик обучения в 1987 г. в США М.Липман основал Институт Критического мышления при Монтклерском государственном колледже. Благодаря просветительской деятельности этого учреждения идея критического мышления распространилась в Америке и других странах мира.

До 2007 года необходимым условиям для поступления Кембриджский Университет на бакалавриат был диплом об окончании школы с отличием, но сегодня эта система упразднена. Вместо нее абитуриенты проходят общий тест на критическое мышление, который длится 90 минут.

В Кембриджском Университете предмет Critical Thinking (критическое мышление) считают самым важным. Выпускник Кембриджского Университета должен владеть навыками критическое мышление – правильного восприятия и анализа информации различного содержания, приемами ведения дискуссии и полемики, аргументированного изложения собственной точки зрения.

Тест критического мышления американского автора Л.Старки был адаптирован для использования в нашем обществе. Вот он:

Очень высокие результаты по тесту свидетельствуют о том, что у данного индивида развиты практически все операции критического мышления – логика, индукция, дедукция, рефлексия, контроль над эмоциями, искажающими принятие решений, анализ информации на достоверность, способность распознавать свои иллюзии, манипуляции со стороны окружающих, рекламы, пропаганды, способность отделять оценки и допущения от фактов, обнаруживать причинно-следственные связи или принимать их отсутствие, признавать ограниченность собственных мыслительных процессов, вырабатывать наиболее оптимальные решения в условиях неопределенности и риска, умение ставить реалистичные цели и находить адекватные пути их достижения. Такой человек является эффективным профессионалом во всех видах работы, требующей принятия сложных и ответственных решений, а также имеет общее преимущество в жизнедеятельности, адаптации к меняющимся условиям среды.

Очень низкие результаты по тесту свидетельствуют, что данный индивид справляется только с 10-20% заданий, требующих применения критического мышления. Это означает, что у этого субъекта плохо развита логика, процессы индукции и дедукции, способность отфильтровывать недостоверную информацию и собирать объективную, выявлять манипуляции, иллюзии и ложные идеи, принимать взвешенные решения, аргументированно дискутировать, осознавать свои предвзятости и необъективность других. Такой человек будет чувствовать себя непонятым или недостаточно компетентным в интеллектуальных спорах, будет пытаться хитрить, выкручиваться или переходить на агрессию, так как ему недоступны способы четкой и убедительной логической аргументации. Для данного субъекта будут характерны всевозможные замены мышления верованиями – религиями, суевериями, астрологией, хиромантией и другими эзотерическими учениями. Часто такие люди попадают в тоталитарные секты или становятся приверженцами праворадикальных и авторитарных идеологий, они могут не доверять науке и противиться распространению знаний, приобретать алкогольную, игровую, телевизионную или другие виды зависимостей. Они подчиняются древним инстинктам или традициям и мало используют адаптивные возможности разума. Такие люди чаще всего не осознают своих ошибок, становятся жертвами манипуляций и «пешками в чужой игре». При таком уровне критического мышления очень важно развивать его всеми доступными способами. Это может существенно повысить качество жизни таких индивидов за счет улучшения эмоционального состояния.

2017-12-02T19:13:28+00:00

Leave A Comment

Введите пропущенное число? *